Статьи

11 июля 2013

Детство без насилия и жестокости

Защита наших детей, их нравственности от негативной информации стали одним из важных направлений государственной политики. А принятый в прошлом году Федеральный закон № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» является реальным и эффективным правовым механизмом регулирования доступа детей к той информации, которая содержит любые формы насилия и ведёт к отрицательному влиянию на их психическое и физическое здоровье.

Для России этот закон имеет огромное общественное и духовно-нравственное значение, так как включает в себя защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, духовное и нравственное воспитание, введение запрета на распространение посредством электронных средств массовой информации программ, пропагандирующих порнографию, насилие и жестокость.

Закон разрабатывался при непосредственном участии специалистов Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка и в настоящее время вылился в масштабную Кампанию против жестокости и насилия в средствах массовой коммуникации на всей территории Российской Федерации.

Жестокость, насилие, порнография, пропагандируемые в СМИ, в компьютерных и электронных играх, в Интернете и услугах мобильной связи ведут к серьёзным нарушениям нравственного и правового сознания молодого поколения, искажают ценностно-нормативные ориентации несовершеннолетних и способствуют закреплению у них неправильного поведения в обществе. С огромной скоростью распространяются такие формы отрицательного поведения несовершеннолетних, как пьянство, употребление наркотиков и одурманивающих веществ, детская проституция.

На заседании МВД России и Генеральной прокуратуры РФ решение о предупреждении пропаганды насилия, жестокости и сексуальной распущенности в СМИ было признано одним из важных направлений борьбы с серийными убийствами и другими тяжкими преступлениями против личности. Связь криминального поведения наших детей с негативным влиянием на них средств массовой информации была признана на международном уровне. А руководящие принципы ООН ориентируют государство на сведение «к минимуму показа материалов, связанных с порнографией, наркотиками и насилием».

Конечно же, как бы ни влияли насилие и драки в СМИ на общество, мы не должны считать их единственными виновниками всех преступлений, убийств и извращений, случающихся в обществе. Негативные социальные условия, например, бедность, расизм, наркотики, родительское пренебрежение к детям, доступность оружия и субкультура беднейших слоев населения, безусловно, влияют на рост насилия в обществе также сильно, как и телевидение. Накладывают свой отпечаток и негативные модели отношений в семье или среди сверстников. По статистике, насилие в прессе и на телевидении провоцирует совершение 5–20% актов насилия. Поскольку СМИ так или иначе воздействуют на многих людей, то даже незначительный, как кажется, негативный эффект этого воздействия может быть довольно сильным.

Как же это происходит?

При просмотре телепередач используются различные формы передачи информации, что ведёт к колоссальному воздействию на психику, а одновременное участие органов зрения и слуха активно задействует подсознание, за счёт чего достигается максимальный манипулятивный эффект. Менее чем за полчаса просмотра телевизионной передачи мозг начинает впитывать любую информацию. В итоге, информация, отложившись в подсознании и закрепившись там вследствие многократного повторения, формирует образец поведения. Когда такая информация откладывается в детском или подростковом возрасте, получается практически стопроцентный результат (!), так как, чем больше проходит времени, тем более действенна (важна и необходима) для подросшего ребёнка становится заложенная в детстве в его подсознание информация, потому что для большинства период детства ассоциируется с радостью, а психика так устроена, что воспоминания о хорошем всегда наиболее приятны.

Телевидение обладает сильной внушаемостью. Достаточно исключить просмотр телепередач  - и ставится непреодолимый барьер на пути головного мозга и источника внушения, а, значит,  внушение становится невозможным. Подобное необходимо делать и для того, чтобы исключить зависимость от компьютерных игр. Подавляющее число таких игр в качестве смысла игры предлагает - убийство. В игре разрешается всё, на что культура накладывает запрет. Основные ценностные установки невидимой новой идеологии, стремительно распространяющейся в глобальном мире: убийства, насилие, предательство. А большинство информации, содержащейся в Интернете, представляет особую опасность для детей и подростков. Подавляющее большинство компьютерных игр содержит элементы деструктивного содержания: стимуляцию чувства страха, скрытую рекламу и пропаганду наркотиков, модели физического и сексуального насилия, элементы расовой дискриминации и т.д. В игры вовлечены десятки миллионов людей, а материалы ряда уголовных дел, способы и обстоятельства совершения преступлений подростками часто свидетельствуют о том, что взяты они из… компьютерных игр (!). Известен так называемый «Синдром Вельда», который развивается поэтапно. Сначала подросток играет в жестокие игры, «убивая» объект неприязни в виртуальном мире. Потом совершает убийство по-настоящему. Для реального убийства ему необходимо преодолеть психологический барьер. В этом ему помогают компьютерные игры, которые ориентируют сознание на допустимость жестокого поведения.  Согласно исследованиям, играя, дети сначала останавливаются в интеллектуальном развитии, а после – «тупеют».

Что касается просмотров художественных фильмов, то здесь работают сразу несколько органов. Во-первых, это зрение. Во-вторых, слух. В-третьих, чувства. Человек погружается в трансовое состояние. Резко возрастает внушаемость. Таким образом, уже через 25-30 минут просмотра любой телепередачи мозг человека полностью впитывает любую информацию. Сцены насилия оказывают воздействие сразу на подсознание, потому как происходит воздействие на чувства, а не на разум. Подобным образом (демонстрацией секса, насилия) манипуляторы посредством средств массовой коммуникации уничтожают генофонд нации. После просмотра ряда телепередач  у подростков и молодежи изменяются ценностные установки, снижается нравственность, появляются признаки неадекватного осознания реальности. Такие люди начинают жить в вымышленном мире. Средства массовой коммуникации и массовой информации кодируют мозг человека, формируя в его психике, особенно в психике ребенка, определённые психологические установки.

Основные причины притягательности насилия на экране  - это стимулирование чувства страха перед агрессией и насилием; обучение аудитории насильственным агрессивным действиям с их последующим совершением в реальной жизни (насилие как допустимый способ решения любых проблем); стимуляция подражательных инстинктов аудитории по отношению к сценам насилия; «прививка» зрителям чувства равнодушия и безразличности к жертвам насилия, снижение порога чувствительности по отношению к проявлению насилия в реальной жизни.

Говоря о манипулятивном влиянии телевидения, мы должны еще раз обратить внимание, что наибольшему воздействию подвергается детская психика. Связанно это с тем, что цензура психики у детей еще до конца не сформирована. Другими словами, телевидение закладывает в подсознание модель поведения, поэтому при возникновении схожих ситуаций девушка-подросток будет реагировать как участники телешоу, которое она смотрит. Если эта передача «Дом-2», то значит разврат и невроз – то есть решение жизненных трудностей с помощью сексуальной доступности и невротической симптоматики (истерия, невроз и т.п., что активно демонстрируют участницы шоу). Если боевик — решение возникающих вопросов насилием и т.п.

Культ жестокости, насилия, порнографии, пропагандируемый в СМИ и в компьютерных играх, - отмечает помощник Генерального прокурора России, доктор юридических наук, профессор В.Н.Лопатин,— ведет к неосознаваемому желанию у подростков и молодежи подражать разврату и насилию, способствует закреплению подобных стереотипов поведения в их собственных привычках и образе жизни, снижает уровень правовых запретов и открывает путь к правонарушениям.

Каковы же возможные способы противостояния негативному влиянию телевидения, в частности, и СМИ в целом?

Прежде всего, это формирование критического мышления по отношению к получению информации от внешнего мира через систему СМИ, а также обретение навыков работы с информацией. Нужно формировать индивида как личность (он должен уважать себя как личность, и отдавать отчет о поступках хотя бы себе, а еще желательнее и отчет перед коллективом). Совместные обсуждения (в составе групп, коллективов, школьных классов) также помогут избавиться от негативного влияния, а их цель -  обретение умения анализировать различные медиа-тексты, выделять направленность интересов создателей подобных текстов. Дети должны получать материал по информационной безопасности, у них должно формироваться представление о влиянии информации на психику человека.

Практикуются также совместные просмотры участниками коллектива  сообщений СМИ (печатных, электронных), выпусков новостей, телепередач, художественных и документальных фильмов и т.п. с последующим анализом и обсуждением увиденного в свете знаний о влиянии информации на подсознание.

Также к ряду методов противодействия негативному манипулятивному влиянию телевидения можно отнести следующее:

- Запрет на утренние просмотры телевизора. Утром, сразу после пробуждения, какое-то время человек пребывает в «просоночном» состоянии. В таком состоянии мозг человека активно впитывает любую информацию из внешнего мира. Сознание еще не включилось, человеку надо какое-то время чтобы «расходиться», поэтому любая фиксируемая мозгом информация откладывается сразу в подсознании, откуда через время и начинает оказывать влияние на сознание, заранее как бы спрограммировав человека.

- Строго дозированный просмотр телепередач. Во-первых, рекомендуется не смотреть рекламу. Во-вторых, необходимо строго отбирать передачи для просмотра. Если очень хочется что-то посмотреть или включить телевизор «для фона» - рекомендуется смотреть мультфильмы. Причем их также необходимо различать на обычные (положительные, нейтральные для психики) и отрицательные, а то и резко отрицательные. Среди положительных почти все мультфильмы советских времен и достаточно внушительный ряд западных мультфильмов. Обычно на федеральных каналах идут более-менее «проверенные» общественной цензурой мультфильмы. Тогда как ряд небольших частных каналов иной раз показывает исключительно вредные и в художественном, и в нравственном, и в психически-негативном аспекте мультипликационные фильмы, которых необходимо не только остерегаться, но и запрещается смотреть взрослым и детям любых возрастов. Такое же взвешенное отношение необходимо и к фильмам.

Следует  заметить, что существуют и дополнительные направления работы с аудиторией каждого возраста, и особенно с детьми, подростками и молодежью. На это, на наш взгляд, должны быть направлены силы и знания педагогов, родителей, психологов и прочих лиц, работающих как с подрастающим поколением, так и с взрослыми людьми. Противостоять негативному манипулятивному влиянию средств массовой коммуникации и информации можно только сообща, только мобилизовав все силы на предотвращение дальнейшего психо-кодирования психики детей и взрослых. И на это действительно должны быть направлены все усилия современного российского общества.

 

Методист службы содействия

уполномоченному по правам ребёнка

в Белгородской области

Коломыцева М.