Статьи

22 октября 2013

Влияние СМИ на детей и подростков: общий взгляд на проблему

Воспитание детей и подростков составляет одну из главных задач современного общества. Воспитание - это целенаправленное развитие растущего человека как неповторимой индивидуальности, обеспечение роста и совершенствования его нравственных и творческих сил.  На воспитание ребенка влияют и семья, и среда в которой он вращается, и   школа, и  СМИ.  Все перечисленные факторы способствуют развитию и совершенствованию  нравственных и творческих сил у подрастающего поколения.   И особое место в системе влияния на мировоззрение и формирование системы ценностей  детей и подростков занимают средства массовой информации. Что мы называем средствами массовой информации? В Законе РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» сказано: средства массовой информации (СМИ), масс-медиа - периодические печатные издания, радио-, теле- и видеопрограммы, кинохроникальные программы, иные формы распространения массовой информации. Под массовой информацией законодатель понимает: «предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы». Интернет рассматривается не как особое СМИ со своей уникальной природой, а как разновидность информационной среды, которую может использовать каждый — и в том числе редакции средств массовой информации.

Так вот, действительно ли средства массовой информации способствуют формированию неповторимой индивидуальности, обеспечению роста и совершенствования  нравственных  сил детей и подростков? Так ли они предназначены «для неограниченного круга лиц»?

  Данная проблема актуальна для современной России.

    В  ХХ  веке источники массовой информации  заняли особую позицию. Во-первых,  среди давно установленных источников - газет, радио, появились  новые  - телевидение и Интернет. Они также активно влились в жизнь людей, что сегодня мы не мыслим без них своего существования. И по традиционным и новым источникам информации  пропагандируются определенные ценности, которые способны формировать у людей соответствующие установки.

И в связи с этим,  следует отметить, что СМИ может производить как позитивное, так и негативное воздействие на молодых людей. Таким образом, средства массовой информации имеет две стороны влияния, как две стороны медали.

·           Позитивные моменты: СМИ держит в курсе всех происходящих событий, средства массовой информации повышает общую культуру, в том числе и политическую культуру населения; служит для взаимного информирования властей и населения; снимают социальную напряженность.

·           Негативные моменты: СМИ являются также источниками пошлой информации; в современных сериалах, фильмах, и даже мультфильмах существует насилие; «взрослой» субкультурой вытесняет детскую субкультуру; снижение количества и качества передач для подростков.

Вытеснение отечественной культуры созданной для подростков, доминирование далеко не лучших образцов западной массовой культуры.

Снижение художественного и интеллектуального уровня ряда передач для детей и подростков.

  С раннего возраста ребенок начинает осваивать Интернет. В Интернете он чувствуют себя как рыба в воде. Он для них удобен, это и средство развлечения, и средство доступа к миру информации. Уже в два года малыш может играть в простые игры. А в 8-12 лет, дети становятся наиболее активны в Интернете. Уже в этом возрасте часто заводят свои персональные интернет- странички, некоторые ведут дневники- блоги. По сети они общаются как с одноклассниками, так и с виртуальными друзьями. Плюсы Интернета состоят в том, что сеть предлагает образовательный и полезный опыт, правильное использование которого может улучшить их успеваемость в школе. Это вроде бы хорошо, ведь следует идти в ногу со временем.

Но при этом, дети не видят угрозы, которую несет в себе глобальная сеть. Статистика выявляет: 9 из 10 детей в возрасте от 8 до 15 лет сталкивались с порнографией в сети, около 17% регулярно заглядывают на запретные ресурсы, примерно 5,5% готовы претворить увиденное там в жизни. Здесь есть свои недостатки, такие как неточные данные, а также неподходящие для детей и подростков в области информации. В результате дети и подростки по своей неопытности, отсутствии системы ценностей сталкивается со «взрослой информацией», которая несет угрозу и физическому и психическому здоровью.

Существуют сайты, посвященные порнографии, пиротехнике, суициду, обсуждению действия тех или иных наркотиков. Встреча с опасными людьми в чатах или других областях. По статистике, это самый большой риск. Подростки могут войти в такие не желательные для них компании, как радикальные политические группы, сатанинские культы.  Опасно вовлечение в азартные игры. Даже простые игрушки наносят непоправимый вред, занимая у ребенка подавляющую часть времени, отвлекая его от занятий и спокойного отдыха, вредя психическому и физическому здоровью.

  Таким образом,   отечественные средства массовой информации, создавая журналы, статьи, передачи и т.д., должны ставить себе задачу расширения кругозора, повышение уровня образованности, культуры, начитанности среди детей и подростков. Эту проблему нужно решать, не смотря на то, что кому-то это будет не выгодно. Здоровый образ жизни, высокий реализованный интеллектуальный потенциал, глубина доброй морали должны, в первую очередь, характеризовать наше молодое поколение.

Список использованных источников и литературы

1.        Рабалданова Э., Медведева Н.И. Влияние средств массовой информации на поведение молодежи

2.        Гинзбург Э. Когда компьютер приносит беду / Элеонора Гинзбург // Обучение в России. - 2006. - № 11

3.        Дубинина, Т. М. Дети в Интернете / Т. Дубинина // ИКТ в образовании. - 2008. - № 14. - С. 4-5.

4.        Кузина, С. В. (РАГС).Роль СМИ в формировании культурных приоритетов молодежи / С. В. Кузина// Власть. - 2007. - N 8.

5.        Левицкая А.А. Ваш ребенок и реклама Москва , 2011.

6.        Джишкариани Т.Д., Кокарев И.С. Влияние СМИ на формирование личности подростков как педагогическая проблема

7.        http://ru.wikipedia.org/wiki/

Член Детского общественного совета

При уполномоченном по правам ребёнка

в Белгородской области

Винник Вадим

МБОУ «СОШ им. В.Г. Шухова»,

г. Грайворон