Статьи

18 октября 2016

О психологических и духовно-нравстенных последствиях проведения школьных мероприятий под названием «Хеллоуин»

1. В настоящее время в российских школах и в большинстве школ Москвы уже с сентября идет подготовка к празднованию так называемого Хеллуина, получившего широкое распространение   первоначально в учебных заведениях с углубленным изучением английского языка, а затем и в других.

Каждому педагогу известно большое воспитательное значение праздников вообще и школьных праздников в особенности, способствующих единению детско-взрослого школьного сообщества, проявлению радостных чувств и переживаний. К сожалению, сегодня оказались утрачены традиции организации и проведения подобных мероприятий. Отсюда закономерно появление инокультурных чужеродных нововведений, подобных «дню всех святых, Хеллоуину», не имеющему ничего общего ни с нравственностью Христианства, ни со святыми, ни с моральными представлениями и традициями народов России.

2.Краткая историческая справка. Все в Хеллуине берет свое начало в языческих ритуалах злых духов. По мнению известного культуролога Дж. Дж. Фрезера, Хеллуин - ночь перехода от осени к зиме - в древности связывалась с духами умерших, якобы бродящих вблизи домов и собирающих дань в виде пищи и питья. В 19 веке через иммигрантов из Ирландии в Америке появляется языческий обряд, сохранивший элементы верований древних кельтов поклонения духам смерти, который включал оргии и ритуальные убийства. К началу 20 в. в городах США стал распространяться обычай устраивать в Хеллоуин акции мелкого вандализма - бить стекла, ломать скамейки и пр. В настоящее время в США и во многих странах Европы празднование Хеллоуина приняло широкие масштабы, возникла целая индустрия Хеллоуин - развлечений, на которые выделяются миллионы долларов. Стало традицией взрослым и детям в процессе Хеллоуина: изображать убийц и маньяков, играть в монстров, вампиров и всякую нечисть, попрошайничать, устраивать жестокие и антиморальные розыгрыши, а также оргии с вандализмом и сексуальной разнузданностью. Для детей считается нормальным - копировать человеческие жертвоприношения, глумиться над человеческими страданиями и смертью, что не может пройти бесследно ни для их психического состояния, ни для личностного развития. На Западе известно о сотнях детей - физических жертвах этого чудовищного разгула: отравленных, убитых, повешенных, сгоревших в этот день.


3. А как это происходит у нас? Учителя и дети всю первую учебную четверть пишут сценарии и изобретают остроумные приспособления для садистских трюков и ужасающих костюмов. Например, в одной из школ закупаются гвозди для прибивания пальцев (!) нерадивых школьников и иголки для зашивания ртов болтающих на уроках. Занятия в этот день с одобрения администрации, как правило, срываются вбегающими в классы разнузданными группами детей в костюмах монстров, ведьм и прочей нечистой силы. В прошлом году в другой школе в спортивном зале в присутствии всех учащихся, педагогов и родителей имитировали ... казнь через повешение одного из «двоечников». Дети радовались насилию, смерти, страданиям, пусть даже игровым, в условиях декларированной гуманизации образования.

Участие в этих беснованиях учителей и администрации школы снимает воспитанное в течение сотен лет уважительное отношение маленьких - к старшим, учеников - к учителям, способствует проявлению самых низменных инстинктов и потребностей в разрушении, агрессии, разврате. Школа - не место подобных привнесений и «традиций». Многие учителя после проведения праздника отмечают возникающие большие сложности в проведении учебно-воспитательного процесса, лишь спустя недели оказывается возможным большими усилиями вернуть детей в нормальное русло общения и взаимодействия на уроках.

4. Что происходит с ребенком в процессе подготовки и «празднования Хеллоуина? Наличие в Хеллоуине ярких образов, отчетливой символики и бессознательных смыслов, носящих архетипический характер, а также групповой эффект совместного действа, негативного возбуждения (беснования) детей обеспечивают сильнейшее психо­физическое, эмоциональное, суггестивное воздействие на всех участников, но особенно на младших школьников и подростков. Разрушительными последствиями этого процесса оказываются:

•    общая деморализация сознания современных школьников - участников Хеллоуина. Здесь происходит подмена и переворачивание общечеловеческих представлений о Добре и зле, Красоте и безобразии, Истине и лжи. В самом названии Хеллоуина как «дня всех святых» (что является ложью - никакая церковь не празднует этот день 31 октября)


осуществляется беззастенчивая спекуляция на уважении россиян к

Православной Церкви, святости, святым.

Снимаются естественные для человеческой и особенно ранимой детской психики табу и внутренняя цензура по поводу глумления над смертью и страданиями человека, по поводу использования даже в игровой форме человеческих экскрементов и крови жертв в качестве лакомства, по поводу вандализма и пр., что не может не привести к серьезным психическим и личностным нарушениям ребенка.

         Осуществляется вестерлизация детского сознания: навязывание англоязычной псевдокультуры и образа жизни, агрессивная экспансия сомнительных «развлечений», реставрация древних культов служения силам зла под видом «Дьявольского карнавала». Все это осуществляется в школе при забвении собственных традиций и культурных форм, в частности, праздников, календарных обрядов, обычаев. И немаловажный факт : Хеллоуин, по сути, еще и прибыльный бизнес, опустошающий кошельки родителей (в США ежегодно тратится до 2,5 млрд долл. на его празднование, у нас эти цифры неизвестны, но в каждом супермаркете бойко раскупаются и дорогие костюмы монстров и убийц, и чудовищные лакомства, и демонические игрушки).

         Идет полным ходом демонизация сознания детей. Детские страхи, неврозы, психические нарушения, немотивированная агрессия, ночные кошмары, «голоса», одержимость бесами - вот следствия последействия Хеллоуина. Именно с этим сталкиваются детские врачи, психологи, психотерапевты на приемах и священники на исповеди, спустя много недель после 31 октября.

         Происходит активная танатизация сознания (от греч.танатос -олицетворение смерти). Воспевание культа смерти не только в карнавальных костюмах палачей и серийных убийц типа Джека -Потрошителя, но и в наборах сладостей в виде гробиков, черепов, костей и человеческих эмбрионов и «прикольных» конфет из экскрементов. Снятие табу на отвращение к подобным вещам, ослабление и уничтожение нормальной внутренней цензуры особо опасны для детей и чреваты не только личностными деформациями, но и патологическими изменениями личности.


Танатизация как патологическая поэтизации смерти, разрушения, деструкции, навязываемая по сути и Хеллоуином и всеми СМИ, несет в себе еще одну серьезную опасность. Психо-семантический анализ изобразительных средств в Хеллоуине показал их несомненную связь с содержанием рисунков малолетних правонарушителей -подростков-убийц и самоубийц : их навязчивое рисование черепов, могильных крестов, виселиц, предметов пыток и орудий убийств. Этот анализ свидетельствует о том, что сходная семантика   смерти как показатель определенной психологической готовности субъекта к ситуации насилия, влечет за собой его идентификацию либо с агрессором, либо с жертвой и конструирует соответствующие формы поведения. Надо сказать, что настойчивое внедрение в сознание детей и молодежи темы

смерти, умирания, никчемности жизни привело к тому, что Россия, которая в начале 20 в.

была на последнем месте в мире по количеству самоубийств, и прежде всего детских,

сейчас оказалась на верхних ступеньках этой страшной статистики, при этом   детские

суициды все чаще приобретают групповой характер, и нижняя их граница - возраст 5-6

лет!

5. Таким образом, влияние такого мероприятия, как Хеллоуин на детское    .

сообщество, особенно в стенах школы, ведет к росту неконтролируемых, девиантных

форм поведения и к психопатологическим реакциям. Соответственно:

         необходимо раскрыть педагогам подлинный смысл этого мероприятия и его последствий; считать недопустимым его проведения в стенах школы ни с учебно-воспитательной, ни с духовно-нравственной точек зрения ;

         необходимо возродить в стенах школы формы традиционной игровой культуры детей и подростков;

         необходимо создавать новые формы совместных (дети-педагоги-родители) школьных праздников в соответствии с базовыми ценностями отечественной культуры ( например, организовать конкурс на лучший проект праздника класса, школы 31 октября и пр.)

Доктор психологических наук,

Главный специалист ИЛИ РАО                     

проф. В.В. Абраменкова