Правовое просвещение

23 декабря 2016

КАК ПОЛУЧИТЬ КОМПЕНСАЦИЮ ПО УХОДУ ЗА РЕБЕНКОМ ДО ТРЕХ ЛЕТ?

Ежемесячная компенсация в размере 50 руб. назначается и выплачивается следующим категориям граждан, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет (п. 1 Указа Президента РФ от 30.05.1994 N 1110; п. 11 Порядка, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 N 1206):

- матерям (отцу, усыновителю, опекуну, бабушке, дедушке или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях с организациями любых организационно-правовых форм;

- матерям, проходящим военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел;

- матерям, проходящим военную службу по контракту, и матерям из гражданского персонала воинских формирований РФ, находящихся на территории иностранных государств, в случаях, предусмотренных международными договорами РФ;

- нетрудоустроенным женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации, если они находились на момент увольнения в отпуске по уходу за ребенком и не получают пособия по безработице.

В нормативных актах отсутствует прямое указание на то, что эта компенсация полагается работникам, состоящим в трудовых отношениях с индивидуальным предпринимателем. Поэтому вполне вероятно, что работодатель - индивидуальный предприниматель может отказать в ее назначении.

Если в местности установлены районные коэффициенты к заработной плате, то и размер выплаты определяется с учетом районных коэффициентов. Не имеет значения место фактического пребывания работника в период отпуска по уходу за ребенком (п. 21 Порядка).

Чтобы получить компенсацию по уходу за ребенком до трех лет, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Напишите заявление на получение компенсационной выплаты и при необходимости подготовьте подтверждающие документы.

Заявление составляется в свободной форме. В нем целесообразно указать следующее:

1) куда подается заявление. Лица, состоящие в трудовых отношениях, подают заявление своему работодателю, а уволенные в связи с ликвидацией организации в период отпуска по уходу за ребенком, - в орган соцзащиты по месту жительства;

2) свои Ф.И.О., адрес фактического проживания, телефон, иные контактные данные;

3) просьбу о выплате ежемесячной компенсационной выплаты в связи с нахождением в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;

4) реквизиты вашего банковского счета, куда следует перечислять компенсационную выплату, - если заявление подается в орган соцзащиты.

Если заявление подается в орган соцзащиты по месту жительства, то необходимо подготовить копию приказа о предоставлении отпуска по уходу за ребенком, копию свидетельства о рождении ребенка, трудовую книжку и справку от службы занятости о невыплате пособия по безработице (п. п. 12, 13 Порядка). При этом орган соцзащиты в г. Москве может запросить свидетельство о рождении ребенка в порядке межведомственного взаимодействия (п. 2.7 Административного регламента, утв. Постановлением Правительства Москвы от 03.07.2012 N 301-ПП (Приложение N 11)).

Шаг 2. Направьте заявление работодателю или в орган соцзащиты населения.

Заявление на выплату компенсации можно направить одновременно с заявлением о предоставлении отпуска по уходу за ребенком, но не позднее шести месяцев со дня назначения отпуска. Если вы обратились за компенсацией по истечении шести месяцев со дня предоставления отпуска, то компенсация будет назначена и выплачена за истекшее время, но не более чем за шесть месяцев со дня месяца, в котором подано заявление (п. п. 4, 15 Порядка).

Заявление и документы можно подать одним из следующих способов:

- работодателю - лично или через представителя по доверенности. На копии заявления, которая остается у вас, сотрудник, принявший заявление, проставляет отметку о получении с указанием даты, входящего номера, своей должности, Ф.И.О. и ставит свою подпись;

- по почте ценным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении;

- курьерской службой.

В орган соцзащиты населения заявление и документы можно подать как в письменном виде (непосредственно или через МФЦ), так и на электронном носителе и (или) в форме электронного документа. При этом заявление и электронный образ трудовой книжки должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя (п. 13.1 Порядка).

Орган соцзащиты может не принять документы в следующих случаях (п. 2.11 Административного регламента):

- если представленные документы не соответствуют установленным требованиям;

- представлен неполный комплект документов;

- в представленных документах содержатся противоречивые сведения;

- с заявлением обратилось лицо, не имеющее полномочий на представительство заявителя.

Шаг 3. Дождитесь решения о назначении компенсационной выплаты либо об отказе в ее назначении.

В течение 10 дней со дня поступления документов руководство организации, руководитель воинского формирования или органа соцзащиты населения принимает решение о назначении ежемесячной компенсационной выплаты (п. 14 Порядка; п. 2.9Административного регламента). В назначении выплаты могут отказать, хотя основания для отказа со стороны работодателя нормативно не установлены.

Отказать в назначении выплаты орган соцзащиты населения может, если выяснится, что у вас отсутствует право на получение компенсации либо вы представили неправильно оформленные или утратившие силу документы (п. 2.14 Административного регламента). Об отказе вас должны уведомить в течение пяти дней после принятия соответствующего решения с указанием причин отказа и порядка обжалования решения. Все поданные вами документы должны быть возвращены.

Невыплату компенсации работодателем вы можете обжаловать в судебном порядке в течение одного года со дня установленного срока ее выплаты (ч. 2 ст. 392 ТК РФ; п. 16 Порядка; п. 51 Порядка, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н).