12 Авг 2013 03:03

Информационная безопасность детей: взаимодействие библиотеки, родителей и образовательных учреждений

Сегодняшние дети учатся пользоваться компьютерной мышью раньше, чем ложкой. Для них компьютер столь же естественная часть среды обитания, как автомобиль, телефон, стиральная машинка.

Стремительное развитие компьютерных технологий качественно меняет окружающую жизнь и порождает множество новых проблем. В частности, проблему формирования информационной культуры и обеспечение безопасности подрастающего поколения.

Информационная безопасность детей – состояние, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда физическому, психическому, социальному, духовному и нравственному здоровью и развитию детей. Информационная безопасность может базироваться на запретах или на информационной культуре. Не случайно данные понятия часто употребляются вместе. Безопасность, основанная на культуре, более действенна, поскольку не вызывает конфликта личности.

Информационная культура личности состоит из следующих компонентов: мировоззрение (включая нравственные аспекты и принципы), обуславливающее понимание места человека в мире информации; информационная грамотность (умение работать с информацией, в т. ч. оценивать ее); техническая грамотность (компьютерная). Рассмотрим эти три составляющие подробнее.

1. Мировоззрение – это внутренние убеждения, определяющие нормы поведения личности, это принципы, которыми руководствуются родители в вопросах воспитания. 
Современные дети живут в другом мире, нежели их родители. Если раньше информационную безопасность личности обеспечивало исключительно государство, контролируя поля «вредных привычек», то теперь подобной по уровню и мощности социальной защиты нет. Следовательно, опасность информационного «захвата» личности возрастает.

Ребенок же далеко не всегда правильно понимает и оценивает информацию, объем которой в настоящее время весьма велик. Хотелось бы привести пример. Дети, после просмотра мультфильма «Том и Джерри», выбросили кота с 3-го этажа. Кот остался жив, но стресс пережил необычайный. Когда взрослые стали говорить детям, что кот мог погибнуть, выяснилось, они просто не подозревали об этом: ведь в мультике с котом ничего не случилось! Он был здоров. Таким образом, психика детей была нарушена. Подобных примеров негативного воздействия информации немало.
Нельзя игнорировать специфические свойства искусственной информации (массмедиа, реклама и пр.), которая нацелена на наиболее полное воспроизведение информации, а не только на восприятие. Яркую рекламу делают не для того, чтобы радовать глаз зрителя. Яркую рекламу делают для того, чтобы зритель ее воспроизвел в своем поведении покупателя. Думают ли об этом родители, чьи дети зачаровано смотрят в «голубой экран»?

В книге «Как оттащить ребенка от компьютера и что с ним делать» (М., 2007) Заряна и Нина Некрасовы написали: «Дети и подростки прирастают к розетке тогда, когда реальный мир не может предложить им других полноценных занятий. Не надо бороться с компьютером, борьба не укрепляет семьи. Надо просто понять истинные потребности своих детей – и найти в себе силы и время общаться, играть, слушать их. Просто посмотреть на все (в т.ч. и на комп, ТВ, мобильник, плеер и прочие изобретения) глазами детей и подростков. И тогда виртуальный мир станет помощником вашей семье, для чего он, собственно, и предназначен».

2. Грамотность информационная. Всемирная сеть Интернет создавалась усилиями многих людей. В ней можно найти информацию, практически, по любой теме. И при умелом использовании Интернет может стать ценным источником информации для детей. С помощью Интернета ребенок может путешествовать по миру и узнавать много интересного о разных странах, культурах, людях, о науке, истории, искусстве и т. п. Умение пользоваться Интернетом является необходимым условием для написания качественных работ в школах, колледжах и лицеях. Родители и педагоги должны принимать активное участие в формировании информационной культуры ребенка и контролировать ее уровень. На каждой стадии ребенку очень важно ощущать согласованность позиций педагогов и родителей. Желательно, чтобы в школе и дома ребенка учили одним и тем же правилам пользования компьютером и Интернетом. Здесь могут помочь и библиотекари, призванные научить искать, систематизировать, анализировать информацию. Они профессионально занимаются формированием основ информационной грамотности подрастающего поколения.

Когда наши дети начинают ходить, родители поддерживают их за ручку, чтобы не упали. Так должно происходить и при освоении нашими детьми информационного пространства. Рядом постоянно должен находиться человек, способный научить и поддержать.

В самом начале освоения компьютера родители должны быть примером для ребенка. Они должны помочь ему создать личную компьютерную среду и научить ориентироваться в сетевых информационных ресурсах. На первых порах можно показывать ребенку семейные фотографии, играть с ним в развивающие игры, просматривать мультимедийные энциклопедии. Если дети начинают выходить в Интернет, родителям нужно садиться рядом с ними и следить за тем, чтобы они посещали только те сайты, которые выбрали взрослые.

В подростковом возрасте ребенок должен уже сам научиться фильтровать информацию, обеспечивать свою безопасность. Но взрослым важно помнить, что даже самые искушенные дети не видят опасностей Интернета и не осознают рисков его использования. Учитывая, что не существует общего мнения по поводу того, от чего следует ограждать детей, весь груз ответственности по принятию решений лежит на семье и родителях. Принимаемые ими решения должны быть грамотными и продуманными. И здесь необходима помощь IT-cпециалистов. Существует множество программ, позволяющих ограничить время работы за компьютером, отфильтровать содержимое Интернета. Они называются программами родительского контроля и дают возможность контролировать использование компьютера ребенком.

3. Грамотность техническая (компьютерная). Дети осваивают неизведанное очень быстро, и взрослым иногда начинает казаться, что они безнадежно отстали: современные дети знают о компьютерах и Интернете значительно больше, чем их родители.

Начинать нужно с того, чтобы помочь взрослым преодолеть элементарную безграмотность, страх перед компьютером и Интернет-реальностью. Но даже информационно грамотным мамам и папам необходима помощь в деле защиты своих детей от ненужной информации.

Формирование информационной культуры и безопасности – процесс длительный и сложный, но важный и необходимый. Дж. Локк, английский философ и педагог 17 века считал, что ни в одной области разум не нуждается в более тщательном и осторожном руководстве, чем в пользовании книгами. Л. Н. Толстой в ХIХ веке указывал, что различие между ядами вещественными и умственными в том, что большинство ядов вещественных противны на вкус, яды же умственные, в виде… дурных книг, к несчастью, часто привлекательны. Если бы в те времена был Интернет, эти слова вполне можно было отнести и к нему. Интернет может быть и всемирной энциклопедией, объединяющей информационные ресурсы планеты, но он может превратиться и в зловещую паутину, губящую людей. Пчела всю жизнь ищет цветы, чтобы собирать с них нектар, а муха проводит жизнь в поиске нечистот и питается ими. Если люди уподобляются мухам, то для них Web превращается в губительную паутину. Интернет – это модель мира, и в нем, как в реальном мире, есть угрозы и опасности, которые нужно уметь преодолевать и учить этому детей.

У нас есть реальные рычаги для выработки защитных барьеров к информации, способной деформировать духовный и нравственный мир наших детей. Это моральные устои семьи, традиционные культурные ценности, активная позиция педагогов, родителей и библиотекарей.

Источник: http://lib.znate.ru/docs/index-202407.html?page=11


Дата последнего изменения: 22 Июн 2017 02:04