14 Ноя 2012 21:26

Областная научно-практическая конференция "Межведомственное взаимодействие при реализации социально-правовых технологий в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"

В современных условиях наименее защищенными по-прежнему остаются дети и подростки. Среди причин современного детского неблагополучия особое место занимают кризисные явления в семье, связанные с нарушением ее структуры и функций, ростом числа разводов и количества неполных семей, асоциальным образом жизни ряда семей; падением жизненного уровня, ухудшением условий содержания детей, нарастанием психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях; распространением жестокого обращения с детьми в семьях при снижении ответственности за их судьбу.

На профилактику всех этих и других негативных явлений в сфере детства направлена разрабатываемая сейчас концепция федеральной программы «Россия без сирот», на это направлена принятая и подписанная 1 июня 2012 года Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным «Национальная стратегия действий в интересах детей».

Стратегия - важный документ, рассчитанный до 2017 года. Необходимость принятия её обусловлена международными обязательствами Российской Федерации, вытекающими из Конвенции ООН о правах ребёнка. Продвижение интересов детей на государственном уровне пойдет по шести стратегическим направлениям: семейная политика детвосбережения; доступное и качественное обучение и воспитание, культурное развитие и информационная безопасность детей; здравоохранение, дружественное к детям и здоровый образ жизни; равные возможности для уязвимых групп детей; система защиты и обеспечение прав и интересов ребёнка и дружественного к нему правосудия; и впервые в России - участие самих детей в реализации стратегии.

Являясь документом высокого уровня, Национальная стратегия не только умный документ, в котором отражены все сферы жизни российских детей.

Сейчас уже подписан план первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей. Документ содержит 79 мероприятий и подготовлен с учётом положений Национальной стратегии, результатов анализа ситуации в сфере защиты прав детей в Российской Федерации, в том числе результатов мониторинга право применения в указанной сфере, поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, данных федеральным органам исполнительной власти, и включает мероприятия организационного и правового характера, направленные на решение наиболее актуальных проблем, связанных с созданием комфортной, безопасной и доброжелательной для жизни детей среды.

План будет реализовываться во взаимосвязи с другими стратегическими документами, определяющими приоритетные направления государственной политики Российской Федерации в отношении детства, в том числе с Концепцией социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, приоритетными национальными проектами, соответствующими федеральными целевыми, государственными и ведомственными программами, а также региональными стратегиями действий в отношении детей.

И так, в соответствии с Указом Президента РФ сегодня перед нами стоит задача с одной стороны неукоснительного выполнения федерального плана первоочередных мероприятий по реализации Национальной стратегии, с другой - скорейшей разработки региональной стратегии действий в интересах детей.

Функции по разработке этого многопрофильного межведомственного документа возложены на департамент здравоохранения и социальной защиты населения области.

Учитывая, что политика охраны детства находится в зоне ответственности широкого круга структур, к разработке региональной стратегии мы привлекли федеральные органы власти области, в том числе судебные и правоохранительные, органы исполнительной власти, местного самоуправления муниципальных образований, общественные организации, в том числе молодёжные и детские, региональное отделение Детского фонда, институт уполномоченного по правам ребёнка, общественная палата.

При разработке региональной стратегии мы решили сосредоточиться на самых острых, болевых, межведомственных и межсекторных проблемах обеспечения благополучия детей и исходили из основных потребностей и рисков.

Кроме того, чтобы региональная стратегия стазу стала дееспособным документом, мы решили параллельно вести и разработку плана мероприятий.

В качестве одного из ключевых принципов стратегии мы выбрали реализацию основополагающего права каждого маленького белгородца жить и воспитываться в семье, поэтому основные положения стратегии направлены на защиту интересов детей не в отрыве, а вместе с заботой о нашей белгородской семье.

В стратегии обозначены те же 6 направлений, по которым нам всем вместе предстоит работать, что и в федеральной стратегии.

В свете реализации Национальной и Региональных стратегий в интересах детей назрела необходимость в совершенствовании законодательства в сфере детства. Ассоциация уполномоченных по правам ребёнка РФ по результатам съезда в Казани сформулировала следующие предложения по внесению изменений в законодательство и в федеральную стратегию, часть из которых уже рассматривается в Совете федерации.

Так, например, в ситуации серьёзного конфликта между родителями ребёнок оказывается в роли заложника, средства влияния и шантажа, поэтому необходимо внести изменения в главы 10,11,12 Семейного кодекса РФ и заменить практикуемый институт определения места жительства ребёнка при разводе родителей на более широкий институт текущей опеки одним из родителей. Это позволит родителю-опекуну единолично принимать решения, касающиеся ребёнка и не заниматься поисками второго родителя (например, при пересечении границы). Предполагается, что все эти решения принимаются в интересах ребёнка. В то же время, второй родитель может оспорить любое конкретное действие родителя-опекуна в суде, если докажет, что оно принято не в интересах ребёнка.

В законодательстве отсутствуют механизмы принуждения к исполнению соглашений между родителями, что часто приводит к тому, что подобные соглашения носят лишь декларативный характер. Поэтому необходимо ввести понятие нотариально удостоверенного соглашения при раздельном проживании родителей и обеспечить возможность возбуждать исполнительное производство при неисполнении соглашения.

Около 4 млн. детей проживают в семьях разведённых родителей, из них получают алименты лишь каждый третий. Задолженность родителей по алиментам в отношении своих несовершеннолетних детей в РФ составляет порядка 10 миллиардов рублей, масса обращений приходит от мам, которые воспитывают детей без всякой помощи со стороны пап. Взыскать алименты с родителей, лишённых родительских прав (их дети находятся в интернатных учреждениях) – тоже огромная проблема, поэтому назрела необходимость в создании алиментного фонда, чтобы безответственные родители становились должниками перед государством, а не перед собственными детьми.

Более 100 тыс. детей проживают в условиях семейного неблагополучия, по данным УМВД РФ, более 20 тыс. преступлений насильственного характера в отношении несовершеннолетних совершенно в квартирах и частных домах, более 3,5 тыс. – родителями. Поэтому назрела необходимость одновременно с возбуждением уголовного дела следователю решать вопрос о направлении несовершеннолетней жертвы преступления на реабилитацию.

Демографическая ситуация диктует необходимость стимулирования и поддержки семей, имеющих трёх и более детей. Так, например, необходимо дать возможность получить материнский капитал в случае, если мать не имеет гражданства РФ, а дети и отец детей являются гражданами РФ; ввести льготное налогообложение доходов членов многодетных семей по налоговой ставке, не превышающей для начала 6%.

Сейчас дети, родители которых не известны, не имеют права на получение пенсии по потере кормильца. Фактически равное социальное положение приводит к неравным финансовым правам.

Система правосудия для подростков должна помочь им перевоспитаться и не стать новыми «гражданами криминального мира», в целях этого нужно обеспечить возможность применения мер поощрения, установленных 134 –ой статьёй к осуждённым, достигшим возраста 18 лет, и оставленным в воспитательной колонии. Обеспечить возможность перевода в колонию-поселение для дальнейшего отбывания наказания положительно характеризующихся осуждённых к лишению свободы, достигших возраста 18 лет. Обеспечить возможность применения к несовершеннолетним правонарушителям принудительной меры воспитательного характера в виде направления в специальные учебно-воспитательные учреждения.

Включить в перечень преступных деяний «вовлечение в попрошайничество и использование несовершеннолетних для занятий попрошайничеством», так как статья 151 УК РФ не охватывает всё более изощрённые способы вовлечения детей в антиобщественную деятельность и их эксплуатацию взрослыми лицами с целью извлечения выгоды.

Исключить из статей УПК термин «половая зрелость», этот дополнительный признак потерпевших несовершеннолетних не имеет чётких медицинских критериев и может служить для ухода педофила от ответственности. Ввести запрет на хранение материалов порнографического характера с изображением детей с возможностью свободного доступа без цели сбыта.

Не предусмотрены меры по созданию безопасной детской игровой среды, в том числе направленные на обеспечение нравственно-духовной безопасности детских игрушек и игр, в том числе электронных, а также детских игровых площадок и оборудования для них.

В стратегии поставлена задача «формирования эффективных механизмов противодействия жестокому обращению с детьми, всем формам насилия по отношению к детям». Ее решение предполагает охват такими механизмами не только традиционных, но и виртуальных форм психического и духовно-нравственного насилия, все более широко распространяющегося в информационно-телекоммуникационных сетях. Современные дети страдают от них не меньше!

В Белгородской области принят ряд важнейших законодательных актов в указанной сфере, созданы механизмы поддержки и тиражирования лучших практик работы с уязвимыми категориями детей и семей с детьми, введены дополнительные меры социальной поддержки семей с детьми, активно реализуются благотворительные проекты, направленные на оказание помощи детям.

Сейчас отрабатываются последние моменты региональной стратегии, но все прекрасно понимают, что добиться поставленных перед нами задач мы сможем, только объединив усилия всех государственных институтов и гражданского общества – в интересах детей.

Г.А. Пятых


Дата последнего изменения: 26 Июн 2017 21:27