22 Июн 2017 01:53

Жестокое обращение с детьми

Жестокое обращение с детьми (насилие) - это любое поведение по отношении к ребёнку, которое нарушает его физическое или психическое благополучие, ставя под угрозу состояние его здоровья и развития.

В настоящее время и среди детей, и среди взрослых широко распространена агрессия. Но жертвами агрессии чаще всего являются дети и подростки, так как взрослые способны оказать сопротивление и в большинстве случаев могут сами защитить себя. Насильственные действия могут проявляться в самых различных формах: от оскорбления до крайней степени – убийства; могут иметь вид физического либо психического насилия. Не все виды насилия уголовно наказуемы. В частности, домашнее насилие, которое включает ограничение ребенка в чем-то необходимом (еде, одежде), унижение достоинства ребенка, игнорирование его потребностей и интересов.

Следует отметить, что на территории Белгородской области в 2014 году зарегистрировано 12 фактов жестокого обращения с детьми, предусмотренных статьёй 156 УК РФ, статистика не ужасающая, при этом, несомненно на данную проблему следует обратить внимание.

Степень тяжести последствий зависит от тяжести самого насилия. Вне­шние признаки насилия или жестокого обращения с детьми: безнадзорность, неухоженность, внешняя запущенность, отсутствие необходимого ухода, оскорбления, угрозы, унижения, повреждения на теле (ссадины, синяки, порезы, ожоги, травмы) и отсутствие при этом своевременной медицинской помощи.

Многие исследования указывают на связь между жестокостью наказаний, применяемых к ребенку, и мерами воздействия, которые использовались в семье самого родителя. Прослеживается четкая связь между наказаниями и выраженностью агрессивности ребенка, частотой случаев делинквентности, жестоким характером преступлений тех лиц, которыми в детстве пренебрегали или с которыми обращались жестоко. Опыт насилия в детстве и юношестве имеет фатальный исход для психологического самочувствия и общего развития мальчиков и девочек. Проявления последствий насилия хотя и нарушают здоровье детей и подростков, однако не имеют четко вы­раженных симптомов и признаков, по которым можно определить первопричину отклонений. Среди отдаленных последствий насилия выделяют алкоголизм, попытки суицида.

В случаях совершения насилия над детьми чаще всего виновником является человек, которого ребенок хорошо знал и доверял ему. В случаях домашнего насилия ребенок не чувствует опасности и страха, часто не обращается за помощью, страдает от самого факта насилия и от предательства. При этом, помощь жертве насилия направленная на снижение или максимально полное устранение возможных последствий перенесенного и принятие мер по прекращению насильственных действий не оказывается. Указанная помощь включает меры профилактического, диагностического и коррекционно-психотерапевтического характера. Специалисты выделяют ряд особенностей оказания помощи детям и подросткам, пострадавшим от насилия: полное признание основных прав детей и подростков (право на жизнь, личную неприкосновенность, защиту, достойное существование), анонимность и конфиденциальность (это повышает вероятность обращения жертв насилия за помощью).

Наилучшим вариантом для выхода из посттравматического состояния с минимальными последствиями для личности ребенка является профессиональная психологическая помощь, которая направлена на уменьшение отрицательного влияния пережитой ребенком травмы на его дальнейшее развитие, предотвращении отклонений в поведении, облегчении адаптации в обществе.

 Итак, экстренное психологическое вмешательство, направленное на коррекцию состояния, поведения, пострадавшего ребёнка является необходимым. В связи с данными фактами  уполномоченным по правам ребёнка в Белгородской области был инициирован областной социальный межведомственный проект «Создание системы оказания медицинской, юридической, психологической и социальной помощи детям, пострадавшим от сексуального насилия и жестокого обращения». В рамках данного проекта предусмотрено создание кабинетов экстренной помощи пострадавшим детям, помощь в которых будут оказывать психологи, прошедшие обучение по оказанию помощи при остром стрессовом расстройстве, посттравматическом стрессовом расстройстве и кризисных состояниях. Помимо создания указанных кабинетов будет проведён ряд обучающих семинаров для сотрудников следственного комитета, министерства внутренних дел, субъектов системы профилактики безнадзорности                           и правонарушений несовершеннолетних.

В целях профилактики жестокого обращения с детьми в области сложилась единая  межведомственная многоуровневая система учета  семей, воспитывающих несовершеннолетних детей, на ранних этапах неблагополучия, она позволяет сформировать совокупность информационных ресурсов, содержащих документированную информацию о семьях, проживающих на территории муниципальных образований, воспитывающих несовершеннолетних детей, в том числе находящихся в социально опасном положении (банк данных). 

Основными  её задачами является выявление и анализ причин  семейного неблагополучия на ранних стадиях, оперативное реагирование и комплексное  взаимодействие различных ведомств и учреждений, обеспечивающих выявление, учет и организацию работы с семьями. Объектом работы является  семья, имеющая несовершеннолетних детей, начиная с новорожденного возраста.

Особое внимание в данной работе оказывается родителям, рассматриваемой категории делается на реабилитационные мероприятия: оказание помощи в лечении от алкоголизма, трудоустройство, материальную, психологическую и социальную поддержки.

Для каждой семьи разрабатываются межведомственные программы индивидуально-профилактической работы, которые обсуждаются и утверждаются на заседаниях комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. В реализации указанных программ принимают участие все заинтересованные органы и учреждения системы профилактики территории (КДН и ЗП, органы образования, здравоохранения, социальной защиты населения, органы внутренних дел, опеки и попечительства и другие).

В целях оздоровления ситуации в семьях, родителям предлагается помощь в трудоустройстве, прохождении курса лечения от алкогольной либо наркотической зависимости, восстановлении документов, ремонте жилья, подготовке детей к школе, психологическая помощь, в том числе по восстановлению детско-родительских отношений, и  другая необходимая помощь.

За текущий период 2014 года году в рамках проведения профилактической работы 193 (2013 год – 175) родителей прошли курс лечения, в том числе от алкогольной зависимости – 180 (2013 год -165), от наркотической – 13 (2013 год – 20).

Всего в 2014 году различного вида помощь получили 4 264 (2013 год – 1871) семьи различного уровня социального неблагополучия. В том числе 160 – трудоустроены, 16 - направлены на обучающие курсы через центры занятости населения,  психолого-педагогическая помощь оказана 2044 родителям, материальная помощь – 1107  семьям.

В результате проведенной работы 173 (2013 год – 305) родителя сняты с контроля в КДН и ЗП в связи с оздоровлением обстановки в семье. Данные семьи еще некоторое время продолжают оставаться под наблюдением в органах системы профилактики.  

В территориях регулярно (в соответствии с графиками) организуется проведение межведомственных профилактических рейдов  в семьи, нуждающиеся в контроле со стороны государственных органов  (с участием всех субъектов системы профилактики). Так, за истекший период 2014 года  проведено 915 (2013 год – 873) таких рейдов.

И в связи с вышесказанным предлагается следующее по повышению эффективности работы в рассматриваемом направлении деятельности.

  1.  Рекомендовать главам МО объединить возможности всех ведомств социальной сферы муниципального образования в отношении каждого потенциального и свершившегося случая жестокого обращения (комиссионная работа соц. Защиты, опеки, кдн и упр для установления причин, мотивов, условий);
  2.  Рекомендовать главам МО организовать работу по созданию единой муниципальной системы защиты детей от жестокого обращения и помощи пострадавшим детям с учетом трех уровней профилактики в сфере защиты детства: первичная профилактика  – предупреждение факторов, способствующих возникновению случаев жестокого обращения; вторичная  – предоставление детям и семьям с детьми с высоким риском жестокого обращения помогающих и поддерживающих услуг; третичная профилактика – деятельность по оказанию помощи и реабилитации детей (и их семей), пострадавших от жестокого обращения.
  3.   Рекомендовать обеспечить взаимоинформирование в рамках действующего законодательства между территориальными органами внутренних дел и субъектами системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних о выявленных фактах и признаках жестокого обращения с детьми в целях оказания своевременной помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения и проведения соответствующих проверок со стороны органов внутренних дел.

Дата последнего изменения: 22 Июн 2017 01:54