20 мая 2013

Как обеспечить детям безопасное и комфортное существование в информационном мире?

        Многие и не догадываются, что дети 21 века не только читают, но и пишут гораздо больше, чем их ровесники 80-х, 90-х годов прошлого века. Стоит только понаблюдать, как школьники виртуозно пальцами одной руки и в мгновение ока набирают свои бесконечные «смски». Или как летают их пальцы со скоростью опытной стенографистки над клавиатурой компьютера. В таком темпе раньше, помимо специально обученных людей, печатали только лишь писатели и ученые, которыми овладевало вдохновение и непреодолимая потребность немедленно выразить свои мысли на бумаге. Другое дело, ЧТО и КАК наши дети читают и пишут? Где они обитают в Интернет-пространстве?

На первых этапах информатизации школьной среды одной из распространенных тем было исследование влияния работы за компьютером на физическое здоровье ребенка. Сейчас об этом говорят не так часто, хотя оснований для этого стало намного больше – многие школьники значительную часть свободного времени проводят за компьютером, путешествуя по глобальной сети. И вопрос теперь не только в снижении зрения, нарушении осанки, нервно-мышечных расстройствах. В интернете распространен негативный контент, который может нанести внезапный и серьезный урон физическому и психическому здоровью детей. Это сайты, на которых предлагаются и обсуждаются способы причинения себе боли или вреда, опасные приемы похудения, ресурсы, посвященные наркотикам, а также сайты, на которых описываются способы совершения суицида.

До широкого распространения интернета знакомство с такого рода информацией было либо делом случая (попадание в «дурную компанию»), либо результатом целенаправленных поисков. Сегодня почти любой школьник может наткнуться на любой ресурс. Дети и подростки, не имеющие достаточного жизненного опыта, следуя советам и рекомендациям, представленным на таких сайтах, рискуют нанести серьезный урон не только своему здоровью - под угрозой порой оказывается их жизнь. Впрочем, вероятность «просто так» встретить подобные сайты в интернете не так уж и велика: в сравнении, например, с сайтами эротического характера, которыми пестрит интернет и которые зачастую всплывают неожиданно для пользователя. Но стоит ввести конкретный запрос в Яндексе, Гугле или любом другом поисковике - и по первым же ссылкам можно найти исчерпывающую информацию о том, как приготовить наркотики в домашних условиях, какие существуют способы самоубийства или как добиться желанной худобы. Не отстают по количеству подобной информации и социальные сети - в группах, посвященных той или иной небезопасной тематике, как правило, обитают опытные пользователи, которые могут помочь новичку «разобраться в проблеме», заинтересовать его, сознательно или невольно. Особую роль играет и контекстная реклама: на основе анализа поисковых запросов, сообщений и писем,  выделяется сфера интересов и подбираются соответствующие объявления для каждого конкретного пользователя, которые спустя некоторое время появляются в почте, на страницах социальных сетей, в браузере. Таким образом, простое любопытство может привести ребенка на потенциально опасные для него сайты, о существовании которых он мог и не подозревать.

Посещают ли подобные сайты российские дети? Для того чтобы узнать, сталкивались ли они с информацией такого рода, школьникам был задан вопрос: «Приходилось ли тебе в течение последних 12 месяцев видеть веб­сайты, на которых люди обсуждают:

а) способы причинения себе физического вреда или боли;

б) способы совершения самоубийства;

в) способы чрезмерного похудания (такие, которые приводят к анорексии или булимии);

г) обсуждают наркотики или делятся своим опытом их употребления.

Оказалось, что каждый третий ответивший ребенок сталкивался с каким-либо из упомянутых выше сайтов. При этом четверть всех опрошенных подростков призналась в том, что они заходили на сайты, где обсуждаются способы чрезмерного похудения, способного вызвать такие заболевания как анорексия и булимия. Каждый десятый ребенок, ответивший на этот вопрос, сталкивался с сайтами, пропагандирующими нанесение физического ущерба себе и другим людям, описывающими способы совершения суицида, посвященными наркотикам и их распространению.

В сравнении с Европой, российские дети значительно чаще (36 и 20% соответственно) встречались с сайтами, где описывается или обсуждается что-либо из перечисленного выше. Но при этом как в России, так и в странах ЕС прослеживается одинаковая тенденция: чем старше дети, тем чаще они отвечают, что посещали сайты, связанные с причинением себе физического ущерба и потенциально опасными для здоровья.

Как обеспечить детям безопасное и комфортное существование в информационном мире?

В конце прошлого года был принят закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Это первый в нашей стране правовой акт, направленный на защиту юных читателей, зрителей, пользователей интернета от информации, которая для них не предназначена, вредна, а порой даже опасна. Этот закон - начало системной деятельности по обеспечению безопасности детей в информационном пространстве.

Кроме того, важно понимать, что закон - это, прежде всего, подсказка для родителей, учителей, воспитателей. Это закон, который призывает рекламодателей, издателей, распространителей информационной продукции к сотрудничеству в сфере защиты детей. Предполагается, что те, кто выпускает информационную продукцию, поставят специальные значки и будут соблюдать правила распространения. Если продукция не рекомендуется для детей определенного возраста, в билете или на афише будет это указано. И родители будут признательны, что их вовремя предупредили. В законе предусмотрены такие категории информационной продукции: «6–» - для детей, не достигших 6 лет, «6+», «12+», «16+», «18+». Это практически совпадает с тем, что существует в других странах. В последние 10 лет все цивилизованные страны, заботясь о психическом и духовном здоровье детей, стали дозировать информационную продукцию, по меньшей мере ее классифицировать, примерять: это - для этого возраста, а для этого нежелательно, это - начиная с такого-то возраста. Вводились подобные нормы везде по-разному. Где-то законами, как в США, где-то актами исполнительной власти. Практически все страны в последнее десятилетие начали с возрастной классификации кинофильмов, видеофильмов, DVD-фильмов, компьютерных игр, сегодня уже и интернет подвергается такой же классификации. У нас тоже предусматривается классификация сайтов. Если на сайте есть информационная продукция, запрещенная для детей, то будет стоять соответствующий значок. Зайти все равно может любой, но эти сайты будут исключены в местах общественного доступа: интернет-кафе, школах и т. д., а дома родители могут сразу обратить внимание на это предупреждение. К примеру, не надо уже никому доказывать, что подпадать под действие закона должна и анимация. Ведь мультфильм порнографического характера может нанести гораздо больший вред ребенку, чем порнографический фильм для взрослых. Натурализм ему не интересен, а мультики - это мир его образов, они оказывают более сильное воздействие. Процедура за нарушение закона очень сложная. Наказание определяет суд, и то только если есть предписание надзирающего органа о наличии нарушения, а предписание появляется, если есть экспертное заключение. А экспертное заключение может дать только эксперт или учреждение, которое аккредитовано в Правительстве РФ. Это тоже новая система, которая сейчас разрабатывается в правительстве: не просто кто-то где-то прикормленный - это будет компьютерный метод случайной выборки из числа специально аккредитованных экспертов. Может, появится шанс для развития профессиональной независимой экспертизы. Словом,  учитывались российские особенности. А вот классификация по возрастам, распространение продукции только с возрастной классификацией, если это касается детей либо происходит в местах, доступных для детей, это, безусловно, подсказано мировым опытом.

От чего закон защищает детей в первую очередь?

Есть два вида информации, на которую распространяется закон. Информационная продукция, содержащая информацию ограниченного распространения - нежелательная только для детей определенного возраста, а так она может распространяться среди детей, но более старших. Другой вид - информация, которая вообще запрещена для детей. Информация ограниченного распространения должна подлежать возрастной классификации. Насилие и жестокость, побуждение к совершению самоубийства или противоправных действий, оправдание таких противоправных действий, порнография и нецензурная брань - эти 4 направления очень четко описаны применительно к каждой возрастной группе. Такого рода информация должна дозироваться и распространяться в соответствии с возрастными классификациями. Так же как и информация, которая вызывает у детей страх, ужас или панику. Эти симптомы вообще свойственны детям, они могут сказаться на поведении и даже последующем

формировании ребенка самым невероятным образом. Поэтому такого рода вещей, где ребенок сильно пугается, надо избегать. Что это за информация? Изображения или описания насильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии, катастрофы и их последствий. Ясно, что это применительно к разным возрастам: подростку 16 лет это можно и показать, а ребенку 6 лет - нет. А ребенку с 6 до 12 лет - можно, но не в виде длящегося действия, а эпизодического, причем только если рядом находится взрослый, который может сразу и объяснить, 9и успокоить. На первый взгляд может показаться, что это слишком оценочно, но когда начинаешь вникать, понимаешь, что все это можно различить и классифицировать. Как это будет работать? Если информационная продукция будет распространяться в местах, где она доступна для детей, то соответственно мы указали, что если в ней есть информация, запрещенная для определенного возраста, то такой продукт (журнал, газету) необходимо продавать в упаковке и на обложке не должно быть ничего того, что мы ограничиваем для показа детям.

- На что же не распространяется данный закон? Во-первых, на научную, научно-техническую, статистическую информацию, сборники Росстата и т.д., на нормативно-правовые акты, на информацию о состоянии окружающей среды, о деятельности органов власти и органов местного самоуправления, на информацию, которая накапливается в открытых фондах библиотек, музеев, архивов, в государственных муниципальных информационных системах. То же самое относится и к информационной продукции, имеющей значительную историческую, художественную и прямую культурную ценность для общества.

В связи с введение данного закона мы должны научиться организовывать информационное пространство (телевидение, радио, газеты,

журналы, книги) - это уже большой шаг. Закон не распространяется на рекламу, но при этом закон «О рекламе» приведен в соответствие с данным законом. То есть публичная реклама, доступная для детей, не будет содержать информацию, которая вредна детям.

Безусловно, безопасность детей в интернете невозможно обеспечить только законодательно - необходимо стимулировать развитие детского контента. Создана Лига безопасного интернета, которая объединила многие наши компании, занимающиеся информационными технологиями, провайдеров. Сообща, я думаю, можно будет реализовать идею, над техническим решением которой бьются сегодня многие в мире: это создание специального, свободного детского интернета. Это возможно только за счет объединения и стимулирования государством тех, кто занимается интернет технологиями. Принцип простой: провайдеры и владельцы разных ресурсов берут на себя обязательство отсеивать, отслеживать и не пропускать информацию, нежелательную для детей. Естественно, что это должно стимулироваться правительством — тогда наличие интернета позволит реализовать потребность детей в свободном плавании в интернете, в общении друг с другом и в то же время оградить от выхода на неблагоприятную информацию. Я надеюсь, что такие решения будут найдены. Среди других мер, стимулирующих развитие детского интернета, могут быть и налоговые поощрения, и грантовая система. Еще один перспективный способ защитить детей в информационном пространстве - создать и вести черный список тех владельцев информационных ресурсов и провайдеров, кто не вычищает, не убирает обнаруженную информацию, представляющую опасность для детей.

Г.А. Пятых

Источник : Муниципальное обозрение №1, 2012г.